Семенова Лидия Эдуардовна
Кафедра возрастной и клинической психологии
профессор
Психолого-педагогический факультет
Кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования
Профессор
Педагогический стаж 31 год, 4 мес.
Общие сведения
Преподавание
Научная Работа
Образование, учёные степени и учёные звания
Высшее образование
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии педучилищ.
Дополнительное образование, повышение квалификации, стажировки
02.10.2023 - 31.10.2023
Повышение квалификации: "Особенности медико-психологического сопровождения учащихся начальной школы", ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет", 72 час., документ № 523104071249 от 31.10.2023
30.01.2023 - 01.02.2023
Повышение квалификации: "Оказание первой помощи", ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет", 18 час., документ № 523103065632 от 01.02.2023
17.09.2021 - 19.11.2021
Повышение квалификации: "Электронная информационно-образовательная среда вуза", ФГАОУ ВО "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского", 72 час., документ № 522413306430 от 24.11.2021
01.12.2017 - 31.01.2018
Повышение квалификации: Электронная информационно-образовательная среда вуза, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 72 час., документ № 522405001681 от 31.01.2018
19.11.2016 - 30.12.2016
Повышение квалификации: Клиническая и медицинская психология в практике консультирования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 72 час., документ № 520600002623 от 30.12.2016
Список преподаваемых дисциплин
Социальных наук факультет
Гендерная психология
Индивидуальные консультации
Контроль самостоятельной работы
Общая психология
Специальная психология
Публикации
2024
Труды (тезисы) конференцииСеменова Л.Э., Дмитриева Т.А. Особенности проявления патриотизма и моральные установки военнослужащих // Актуальные проблемы психологической практики в силовых структурах: деструктивное поведение. ННГУ им. Н.И.Лобачевского; Факультет социальных наук; Редкол.: Т.В.Маркелова, Ж.А.Шуткина, А.Ю.Акимова. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2024. 2024. С. 193-202.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Решение социальных проблем и вера в паранормальное студентов разных курсов // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы IX Международной научно-практической конференции памяти М.Ю.Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (15–16 мая 2024 г.).. М.: Издательство МГППУ, 2024. 777 с.. 2024. С. 574-577.
Семенова Л.Э. Восприятие фаббинга людьми разных возрастов // Актуальные вопросы аддиктологии: сборник материалов III Всероссийского межведомственного научно-практического антинаркотического форума. Нижний Новгород: ПИМУ, 2024. 352 c.. 2024. С. 202-206.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е. Переживание одиночества в связи с доверием к себе студентов социономического профиля // Ментальное здоровье – интеграция подходов: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: ПИМУ, 2024. 140 с.. 2024. С. 54-58..
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Идеи Ульяны Васильевны Ульенковой в свете проблемы готовности к школе современных старших дошкольников // Актуализация ресурсного потенциала семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и социокультурном пространстве: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (12 ноября 2024 г., г. Нижний Новгород). Нижний Новгород: Гладкова О.В., 2024. 232 с.. 2024. С. 167-173.
Публикации в научных журналахСеменова В.Э., Семенова Л.Э. Дошкольник XXI века и новый формат социализации в условиях цифрового общества // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. № 2. Т. -. 2024. С. 3-8.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Карпушкина Н.В., Конева И.А. Возрастная специфика восприятия фаббинга // Вестник Мининского университета. № 1. Т. 12. 2024. С. 8.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Толерантность к неопределенности и суеверность как личностные ресурсы решения социальных проблем учащейся молодежью // Психолого-педагогические исследования. № 1. Т. 16. 2024. С. 3-20.
Лобанов С.Н., Семенова Л.Э. Возрастные аспекты фаббинг-поведения // Проблемы современного педагогического образования. № 82. Т. 2. 2024. С. 359-361.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Гольдшмидт Т.В. Представления младших школьников о науке и ученых // Нижегородское образование. № 1. Т. -. 2024. С. 104-113.
Щербакова И.А., Семенова Л.Э. Факторы и предикторы суеверности людей разных возрастов // Проблемы современного педагогического образования. № 83. Т. 2. 2024. С. 531-533.
Блинова Д.Л., Семенова Л.Э. Суверенность психологического пространства личности и ролевая виктимность женщин и мужчин в период средней взрослости // Проблемы современного педагогического образования. № 83. Т. 2. 2024. С. 451-454.
Карпушкина Н.В., Конева И.А., Семенова Л.Э. Коррекция общения со сверстниками старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогический поиск. № 1 (69). Т. -. 2024. С. 120-126.
Семенова Л.Э. Проблема саморегуляции в работах У.В.Ульенковой и ее учеников // Нижегородское образование. № 2. Т. -. 2024. С. 112-118.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Связь отношения к глобальным рискам с верой в паранормальное и самоэффективностью у студенческой молодежи // Национальный психологический журнал. № 3. Т. -. 2024. С. 115-127.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Карпушкина Н.В., Шешукова Н.Н. Гендерные аспекты научной деятельности и специфика восприятия науки и ученых современными девушками и юношами – студентами и старшеклассниками // Вестник Мининского университета. № 3. Т. 12. 2024. С. 11.
Семенова Л.Э., Королева О.О. Воображение современных дошкольников: новые тенденции и актуальные проблемы // Мир науки. Педагогика и психология. № 4. Т. 12. 2024. С. -.
2023
Труды (тезисы) конференцииСеменова Л.Э., Семенова В.Э. Особенности развития воображения старших дошкольников в условиях цифровой социализации // Социокультурные, психологические и педагогические координаты развития личности: Материалы Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Е.Е.Блиновой; Владим. гос. ун-т им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Владимир: Транзит-ИКС, 2023.. 2023. С. 137-141.
Семенова Л.Э. Новые вызовы пандемии COVID-19: исследования российских психологов (краткий аналитический обзор) // Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: психологическая помощь в условиях современной реальности.. Сборник докладов по материалам II Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023.. 2023. С. 69-76.
Семенова Л.Э., Крашенинников Р.А. Психологическое благополучие и потребность в психологической помощи мужчин молодого возраста с различным проявлением мужской идентичности // Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: психологическая помощь в условиях современной реальности. Сборник докладов по материалам II Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023.. 2023. С. 77-86.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Устами ребенка: детская версия ковид-ситуации в гендерном измерении // Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: психологическая помощь в условиях современной реальности. Сборник докладов по материалам II Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2023. 2023. С. 87-91.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Отношение к глобальным рискам и самоэффективность учащейся молодежи // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики». М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023.. 2023. С. 721-724.
Семенова Л.Э. Фаббинг: специфика коммуникации или девиация (взгляды исследователей и мнение студенческой молодежи) // Актуальные вопросы аддиктологии: сборник материалов II Всероссийского межведомственного научно-практического антинаркотического форума. Нижний Новгород: Издательство: Приволжский исследовательский медицинский университет.. 2023. С. 297-305.
Блинова Д.Л., Семенова Л.Э. Суверенность психологического пространства личности женщин и мужчин с квир- идентичностью // Ментальное здоровье – интеграция подходов: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Приволжский исследовательский медицинский университет, 2023.. 2023. С. 15-20.
Крашенинников Р.А., Семенова Л.Э. Особенности проявления стрессоустойчивости и отношения к психологической помощи у молодых мужчин с разными вариантами проявления мужской идентичности // Ментальное здоровье – интеграция подходов: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Приволжский исследовательский медицинский университет, 2023. 2023. С. 21-24.
Семенова В.Э., Семенова Л.Э. Риски влияния цифровых устройств на развитие детей: некоторые проблемные зоны к концу дошкольного детства // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Ментальное здоровье – интеграция подходов». Нижний Новгород: ПИМУ, 2023. 2023. С. 33-38.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е. . Суеверность и отношение к глобальным рискам учащейся молодежи // Ментальное здоровье – интеграция подходов: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород: Приволжский исследовательский медицинский университет, 2023.. 2023. С. 39-42.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Некоторые возможные достижения старшего дошкольника – активного пользователя гаджетов в условиях гибридной социализации // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы IV Международной научно-практической конференции (14–15 декабря 2023 г.); под общ. ред. А.В. Черной. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2023. 2023. С. 223-229.
Публикации в научных журналахСеменова В.Э, Семенова Л.Э. Важные аспекты социализации современного ребенка: версия дошкольных педагогов // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. № 2. Т. -. 2023. С. 13-21.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е., Карпушкина Н.В. Гендерная специфика образа врача и доверия к себе и другим у студенческой молодежи в период пандемии COVID-19 // Вестник Мининского университета. № 1. Т. 11. 2023. С. 7.
Рябов П.В., Семенова Л.Э., Маркелова Т.В. Особенности проявления психологической защиты подростков группы риска употребления психоактивных веществ // Проблемы современного педагогического образования. № 79(1). Т. -. 2023. С. 425-429.
Прохорова М.В., Савичева А.В., Козлова Л.А., Семенова Л.Э. Значимый Другой в планировании профессионального пути и в готовности к научной деятельности студентов и аспирантов российских вузов // Obrazovanie i Nauka. № 7. Т. 25. 2023. С. 124-154.
Карпушкина Н.В., Конева И.А., Семенова Л.Э. Особенности восприятия сверстников подростками с умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Психолого-педагогический поиск. № 2(66). Т. -. 2023. С. 143-149.
Карпушкина Н.В., Конева И.А., Семенова Л.Э. Критериально ориентированный подход к диагностике эмоционального интеллекта младших школьников с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогический поиск. № 3(67). Т. -. 2023. С. 138-144.
Семенова В.Э., Семенова Л.Э., Лобанов С.Н. Гибридный формат социализации дошкольников XXI века: новые реалии процесса взросления современного ребенка // Нижегородское образование. № 3. Т. -. 2023. С. 76-82.
2022
Труды (тезисы) конференцииСеменова Л.Э. Личностные ресурсы матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидность // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции «Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология» (г. Саранск, 18 марта 2022 г.) / редколлегия: М.И.Каргин, А.Н.Яшкова (научный редактор) [и др.]. Мордовский государственный педагогический университет. – Саранск: РИЦ МГПУ, 2022. – 1 электрон. опт. диск. – ISBN 978-5-8156-1470-3. – Текст: электронный.. 2022. С. 590-595.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Специфика представлений о враче у разных групп учащейся молодежи в условиях новой коронавирусной инфекции // Социальная психология: вопросы теории и практики. Материалы VII Международной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (12–13 мая 2022 г.). М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 566 с.. 2022. С. 400-403.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е. Факторы психологического благополучия будущих специалистов социономического профиля // Ментальное здоровье – интеграция подходов: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2022.. 2022. С. 52-61.
Семенова Л.Э. Психологическое благополучие и девиации: обзор современных исследований // Актуальные вопросы аддиктологии: сборник материалов I Всероссийского межведомственного научно-практического антинаркотического форума ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России.. Нижний Новгород: Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2022.. 2022. С. 171-177.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е. Доверие к себе и другим студентов медицинского вуза // Ментальное здоровье – интеграция подходов: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8–9 декабря 2022 г., г. Нижний Новгород).. Нижний Новгород: Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2022.. 2022. С. 37-43.
Публикации в научных журналахСеменова Л.Э., Божкова Е.Д., Конева И.А. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. № 1. Т. 10. 2022. С. 5.
Семенова Л.Э. Психолого-педагогический потенциал комиксов и карикатур: аналитический обзор // Нижегородское образование. № 1. 2022. С. 127-135.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Ожидания в отношении учителя и представления о готовности ребенка к школе: версия матерей будущих первоклассников // Нижегородское образование. № 2. 2022. С. 100-111.
Семенова Л.Э., Конева И.А., Карпушкина Н.В. Особенности общения со взрослым дошкольников с расстройствами аутистического спектра и их коррекция // Проблемы современного педагогического образования. № 75. Т. 3. 2022. С. 208-211.
Семенова Л.Э., Конева И.А., Зайцева С.А. Особенности аффективно-личностного развития и его коррекция у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Проблемы современного педагогического образования. № 75. Т. 2. 2022. С. 176-179.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Социальная ситуация развития как идейная составляющая современного дошкольного образования // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. № 4. 2022. С. 9-14.
Карпушкина Н.В., Конева И.А., Семенова Л.Э. Особенности личности подростков с умственной отсталостью, склонных к интернет-аддикции // Психолого-педагогический поиск. № 2(62). 2022. С. 148–154.
Шалашова Ю.В., Семенова Л.Э. Психологическое благополучие и стратегии совладания у студентов помогающих профессий // Нижегородский психологический альманах. № 1. Т. -. 2022. С. 1-16.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Субъективный смысл отцовства и удовлетворенность браком мужчин поколения Питера Пэна // Научно-педагогическое обозрение. № Вып. 5 (45). 2022. С. 212-223.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19 // Вестник психотерапии. № 83(88). 2022. С. 49-61.
Рябов П.В., Семенова Л.Э. Актуальные потребности и особенности проявления механизмов психологических защит подростков группы риска употребления психоактивных веществ // Нижегородский психологический альманах. № 1. 2022. С. 71-83.
Радина Н.К., Семенова Л.Э., Козлова А.В. Развитие науки как личный проект: студентки и студенты о перспективах развития российской науки // Social Psychology and Society. № 4. Т. 13. 2022. С. 68-89.
Семенова Л.Э., Сачкова М.Е. Психологическое благополучие и приверженность нормам фемининности студенток, овладевающих помогающими профессиями в региональном и столичном вузах // Social Psychology and Society. № 4. Т. 13. 2022. С. 107-123.
2021
Публикации в научных журналахСеменова Л.Э., Семенова В.Э., Конева И.А., Карпушкина Н.В. Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. № 4. Т. 9. 2021. С. 14.
Семенова Л.Э. Образовательные возможности комиксов и карикатур: аналитический обзор // Нижегородское образование. № 3. 2021. С. 78-87.
Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Шашкина Н.П. Наследие Льва Семеновича Выготского: что знают и на что опираются современные дошкольные педагоги // Нижегородское образование. № 3. 2021. С. 93-101.
Семенова Л.Э., Карпушкина Н.В., Конева И.А. К вопросу об организации в вузе психолого-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Психолого-педагогический поиск. № 3. 2021. С. 127-136.
